Решил выложить редкостный трактатик. Современный, но мало - ли кому будут интересны "иные" взгляды на древние вещи. Можете не обсуждать - материал велик. Скажу так - в библиотеку форума - вкусеая добавка для интеллкта. Вот.
Бурятия. Шаманизм. (доклад неизвестного исследователя)
I ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕЛИГИИ:
Религиозные представления являются частью религиозного сознания,
выступающего на двух уровнях — идеологии и психологии. Шаманистское
религиозное сознание на уровне идеологии — это определенная система идей и
взглядов о сверхъестественных силах, природе, обществе и человеке. Эта
система выступает в форме концепций, часто непоследовательных и
противоречивых. Она предстает как высокоразвитый политеизм. Политеизм, как
известно,— закономерный этап в истории религии[1]. Бурятский политеизм —
это обширный пантеон, построенный в иерархическом порядке с верховным
божеством в лице Печного Синего Неба - Хухэ Мунхэ тэнгри. В нем каждый бог
и дух является олицетворением определенных явлений или сторон природы и
общества и соответственно считается их хозяином господином, покровителем.
У бурят-шаманистов существуют различные термины для обозначения богов и
духов: бурхан, тэнгри, хан (хат), нойон, онгон, заян, эжин, буудал и др. В
одних случаях они являются абстрактными названиями почитаемого существа, в
других определениями, титулами (нойон, хан), а в-третьих, синонимами.
Например, божество Хухэрдэй (ХО-хООдэй) эжин грома и молнии, одновременно
он небожитель тэнгри, имеет титул «мэргэн» — меткий. Эмиэк Са-гаан нойон
относится к числу ханов, т.е. детей тэнгри, считается эжином Иркута и
покровителем торговли, имеет титул «нойон» — сановник, господин, начальник.
Из перечисленных нами терминов наиболее употребительным и приложимым к
абсолютному большинству богов и духов является «эжин» — хозяин, владыка.
Энсинами могут быть небожители — тэнгри, хан, нойоны, онгоны, духи умерших
шаманов и шаманок. Между ними «распределены» все географические объекты
(горы, реки, озера и т. п.) и свойства и явления природы, а также сферы
человеческой деятельности. Считая термин «эжин» многообъемлющим и наиболее
употребительным, мы используем его в качестве основного понятия в
классификации бурятского пантеона по объектам олицетворения и
функциональным свойствам. По представлениям шаманистов, эжинов великое
множество
1.1 Эжины земель и вод. Земля, по шаманистским понятиям является
срединным миром, одухотворенным как в целом, так и во всех своих частях.
Каждая местность, гора, река, озеро, необыкновенная скала, родник имеют
своего эжина. Эжины по своему статусу к функциям неравнозначны:
а. Эжины земли (газар дайдын эжин). Буряты всех этнических групп едины
и представлении о том, что существует хозяин осой земли. Однако в названии
и трактовке его образа они расходятся. У аларских бурят эжином земли
является богиня Эдуген (Отуген). Представляется она в виде старухи, живущей
внутри земли и дарующей богатство и плодородие Этугон, как богиня земли,
считалась одной из основных в пантеоне древних монголов, главным ее
качеством было — плодородие, проявляющееся под влиянием неба[2].
В материалах М. И. Хангалова, собранных у булагатских и эхиритских
бурят, в качестве эжина земли фигурирует Ульген-эхэ (мать Ульген). У
обурятившихся забайкальских тунгусов мать Ульген именуется царицей земли,
ей посвящали сивую козу. Характерно, что Ульгену поклонялись древние тюрки,
считая его одним из главных богов, имеющим мужское начало. У народов Саяно-
Алтанского нагорья Ульген считался верховным божеством, добрым и светлым.
Наличие у бурят образов древних монголо-тюркских богов вполне объяснимо. С
одной стороны, божества эти могли быть заимствованными, а с другой —
следует учесть, что в состав бурятской народности вошли многочисленные
группы монголов и тюрков, которые сохраняли в памяти и религиозной практике
образы своих древних богов и передавали их последующим поколениям.
У некоторых балаганских бурят хозяином земли считается Дабан Сагаан
нойон, жена его — Дэлэнтэ Сагаан хатан1. По-видимому, божество это позднего
происхождения и не вышло за пределы одной локальной группы.
б. Эжин тайги. Хозяин тайги Баян Хангай («баян»— богатый, «хангай» —
обширный) имеет небесное происхождение и относится к числу высших богов
наравне с ханами. В его ведении находится весь животный и растительный мир
тайги. Рисуется он очень богатым, добрым, помогающим и в охотничьем
промысле, любящим слушать сказки и улигеры. Чтобы была удача, охотники
посвящали ему специальное молебствие, брали, с собой человека, знающего
улигеры, сказки и другие произведения фольклора. Баян Хангай — примерный
семьянин, имеющий трех дочерей, которые выданы замуж за больших богов2.
В отличие от Хангая существовали еще эжины леса — ойн эжин, владеющие
конкретными участками и находящиеся в подчинении первого. В зависимости от
отношения к ним людей они или помогают им в охоте, или мешают. В лесу,
кроме того, обитают духи, которые сбивают людей с пути и заставляют плутать
— тООруури эжин. Образы этих духов, как и эжинов леса, не совсем четки и по
всегда антропоморфны.
в. Эжины вод — цари вод. Цари вод имеющие небесное происхождение,
относятся к числу светлых и добродетельных. Буряты считают их старцами,
живущими на дне глубоких вод и имеющими большое количество прислужников. С
начала лета им посвящали специальный тайлагап, прося благополучия, обилия
влаги. Царей вод много — 27. Главным из них является Уhан-Лопсон с женой
Уhан-Дабап. Имена всех Уhан ханов неизвестны. Знакомство с сохранившимися в
памяти народа именами приводит к выводу, что эжины вод являются
олицетворениями физических свойств воды. Например, Гэрэл-пойоп и его жена
Туя хатан олицетворяли блеск воды и блестящую зеркальную ее поверхность
(«гэрэл» — зеркало, блеск, а «туя» — луч); Дошхоп-нойон, Дольсо хатап —
быстрое течение («дошхон»— пугливый, быстрый; «дольсо» — волна) и т. д.
Некоторые Уhан ханы являются покровителями рыбной ловли и эжинами
рыболовных снастей
Уhан ханов не следует смешивать с водяными духами — уhапи бохолдой и с
эжинами конкретных рек и озер — Иркута, Лены и т. д.
г. Эжины крупных рек, озер, островов, гор и других местностей. Бурятия
богата крупными реками, озерами, горными вершинами, островами. Все они, в
соответствии со своей масштабностью и величественностью, имеют эжинов,
наделенных титулом «нойон». Хозяин истока Ангары — Ама Сагаан-нойон, реки
Иркута — Эмпэк Сагаан-нойон, Ольхой — Шубуун-нойон.
В общем пантеоне бурят все эти великие владыки стояли на уровне ханов и
пользовались среди бурят известностью. Будучи эжинами, многие из них
наделялись дополнительными функциями. Ама Сагаан нойон — не только хозяин
Ангары, но и грозный судья, незримо присутствующий во время дачи присяги на
шаманском камне у истока Ангары. Хозяева Лены считались также
покровителями военной службы.
Изучение происхождения эжинов данной категории (особенно анализ
шаманских прилипаний) приводит к выводу, что в них буряты воплотили души
когда-то живших людей, отличавшихся какими-то выдающимися качествами.
1.2 Эжин подземного царства. Владыкой подъемного мира считается грозный
Эрлен-хан, имеющий многочисленных помощников и писарей, а также особых
духов которых посылает за человеческими душами. В его ведении якобы
находятся 9 присутственных мест, называемых «Эрлен-хаанай суглан», и 88
темниц, в которых томятся человеческие души. Кроме того, имеется еще одна
особая темница, управляемая первым помощником Эрлеп-хапа Эрью Xара-
нойоном, при ней находится суглап (суд, присутственное место), которым
руководит сам хозяин. Шаманы, даже самые могущественные, не имеют в
это царство доступа, и поэтом у попавшую и нее душу человека невозможно
освободить.
Эрлен-хан имеет небесное происхождение, жену Эхэ Hyp хатан (Мать Озеро
царица) и сына, женатого на дочери Буха-нойона. Необходимо подчеркнуть, что
Эpлен-xaн — божество, известное многим народам Южной Сибири и Центральной
Азии. На наш взгляд, этот образ имеете с мифологическими сюжетами получил
широкое распространение в период тюркских, а затем монгольских завоеваний,
вызвавшиx большие передвижении племен и народностей.
Эжин огня. Огонь — великое благодетельное явление.
Почитании его у разных народов проявляется и разных формах. У одних
«живое» существо огня просто персонифицируется, нося смутный характер, у
других представления более четкие, как о существе вполне антропоморфном:
дух огня — хранитель, хозяин. «При развитии религиозной мысли в
определенном направлении фигура хозяина могла вырасти до божества огня,—
писала В. И. Харузнна. — Это последняя форма почитания огня должна быть
отнесена к высшей степени развитии».
У бурят огонь — не просто материальное существо стихии, которое
олицетворено. Хозяин или дух огня у них развился до положения особого
божества, занимающего одно из почетнейших мест в общем пантеоне. Имя этого
божества — Сахяадай нойон, жена его — Сахала хатан. Сахяадай считается
младшим сыном Эсэгэ Малаан тэнгри, женатым на дочери Саян Хангая,
покровителем домашнего очага потомства, семейного благополучия
1.3 Эжины, покровительствующие хозяйству и ремеслу.
Эжины — покровители скотоводства. Помимо отдельных тэнгриев,
покровительствующих разным видам скота, о которых говорилось выше,
существует группа духов-эжинов, имеющих конкретное назначение и в
иерархическом отношении стоящих ниже тэнгриев и ханов. Одним из них
является хозяин скотного двора — Хуу
Сагаан-нойон с женой Худалша Сагаан хатан. По другим вариантам — Сухзр
нойон, жена его Судакш хатан. Функция этого эжина «обеспечение»
благополучия скотоводческой деятельности. Жертвоприношение ему носило в
прошлом семейный характер.
Эжин усадьбы (или утуга) — Уир Сагаан найон, жена Етогор Сагаан хатан.
Несмотря на то, что он считается сыном Эсэгэ Малаан тэнгри, божество это
якобы боязливое, необщительное, призвано оно обеспечивать имущество и
потомство, охранять усадьбу.
Духи, охраняющие телят. У большинства бурят они называются «Тугаhы
онгон» (телячий онгон). и под ними подразумеваются духи четырех дочерей
шаманки Баранха, прибывшей якобы из Монголии. Функция этих духов — охранять
телят от болезни. У нижнеуденских бурят был телочно-молочный онгон,
изображение духов матери и дочери, когда-то работавших у одного богача.
Согласно легендам, эти две женщины, боясь наказания хозяина, убежали и
удавились. Их духи стали почитаемыми, признанными охранять телят и
обеспечивать обилие молока.
Эжины охоты. Помимо Баян Хангая — хозяина тайги, есть эжины
определенных частей тайги (долин, сопок и т. п.), которые
покровительствуют охоте. Они являются душами умерших знаменитых охотников,
нередко из числа эвенков. Наиболее популярным из них был, Лила Пара —
буквально «побратим Бара». Ему делали онгон.
Эжины рыболовства. Нам уже сказано, что эжины вод — Уhaнханы — являются
одновременно покровителями рыбного промысла. Некоторые на них считаются
эжинами рыболовной снасти, а именно: сети (гульмэ) — Гульмэши хатан, весла
(хэльмэ) — Хэльмэши нойон, морды (гур) Гурэши нойон, шеста (гохо) — Гохоши
нойон. На Байкале, Гусином озере, Ангаре. Селенге и т. д. успех рыбакам
обеспечивали ещё эжины этих рек и озёр.
Эжины кузнечногo ремесла. Мифология бурят по разному трактует кузнечных
богов. У xopи-бурят главным божеством кузнечного дела считался Хара Маха
тэнгри с помощником Тумэрчи Дархан нойоном. У него якобы было 99 кузнецов,
77 поддувальщиков и различные хозяева клещей, молота, наковальни и других
кузнечных орудий. У кудинских бурят главой кузнечных богов считался Бухэ
Муяа — сын Заян Сагаан тэнгрн. Однако изобретение ковки железа
приписывается одновременно сыну Гужнр тэнгри — Бухэ Тэли. Балаганские
буряты считали первым кузнецом на небе Дадага Хара дархана, имеющего в
подчинении 73 младших кузнеца. В, некоторых, призываниях кузнечных божеств
в качестве главного эжина фигурирует Божинтой с девятью сыновьями, которые
наделены титулом «нойон» и являются хозяевами кузнечных орудий: меха — Хар
Сагаан, наковальни — Дальтэ Сагаан, молота — Ба-жир Сагаан, клещей — Ута
(или Ама) Сагаан, горна — Хал-ман Сагааи, угля — Хуhэр Хара, проволоки —
Шокши, искры — Хан Сагааи и сулмары (инструмента для пробивания дыр) — Сом
Сагаан.
1.4 Эжины домашнего быта и семейно-брачной жизни. Основным божеством,
обеспечивающим благополучно и домашнем быту, считался упомянутый Сахладан
нойон, хозяин огня. Кроме него была целая серия духов, связанных с
различными сторонами семейного быта: свадьбой, рождением и воспитанием
детей и т.д. У многих бурят эжинов свадьбы считался Тулмаи Сагаан нойона,
имеющего вид седого старика1. У агинских бурят был широко распространен
онгон Хойморойхи, находящийся на северной, т.е. женской, половине юрты.
Онгон изображал девушку Бальжид, дочь шамана Бурту, которая обеспечивала
семенной счастье и рождаемость, оберегала детей от смерти2.
Духов данного разряда было много, и в каждой местности они имели свои
названия и функции. К числу покровителей домашнего быта и семейного
благополучия следует отнести духов предков семьи и рода. Обряд «Утха
узууртаа» («Предкам») устраивался в каждом доме ежегодно, иногда два-три
раза.
1.5. Эжины болезней. Болезни, эпидемии и эпизоотии были постоянными
спутниками в прошлой жизни бурят. Широкое распространение имели заболевания
— туберкулез, трахома и т.п. Особенно часто болели и умирали дети. Почти
все болезни считались делом козней различных духов, и они имели своих
Эжинов. Духи болезней делились на ранги и имели разные титулы: тэнгри,
нойон, бурхан, хатан и т.д. У хори бурят эжином чумы считался Боомо-.Махачи
тэнгри, оспы — hYрэгэй бурхан, сибирской язвы у иркутских бурят — Болот
Сагаан нойон. Большинство эжинов болезней — это умершие неестественной
смертью шаманы, шаманки или «души» людей, умерших от каких-либо болезней,
преждевременно, или испытавших в жизни трудности и лишения.
II Территориальные божества и духи.
Под территориальными мы разумеем таких богов и духов, которые вышли за
пределы родовых рамок и приобрели более или менее широкое распространение.
Появление такой группы в пантеоне бурит обусловлено распадом родоплеменных
отношений и заменой их территориальной организацией. Ответвление от родов
все новых и новых патриархально-семенных общий, да наши их качало новым
«ветвям» родов, было характерным явлением в бурятском обществе после
вхождения к состав России. Это приводило к переселениям и к смешению с
чужеродными группами. Но расчетам Н. А. Асалха-нова1 из 60 коренных
бурятских родов в разное время отпочковался 61 род, которые расселились но
всей Бурятии. В результате в конце XIX — начале XX в. почти не было
ведомства, в котором жили представители только одного рода. Официальные
роды у большинства до байкальских и забайкальских бурят не представляли
собой этнографического целого.
Усиленный процесс дробления и смешения родов нашел отражение в
характере шаманского пантеона — произошло перемещение и смешение родовых
культов и появление территориальных.
Территориальных богов в рассматриваемое время было чрезвычайно много. К
ним относились: 1) эжины сравнительно крупных рек, озер, гор,
необыкновенных скал; 2) будал бурханы, т. е. спустившиеся (с неба) боги; 3)
души умерших крупных шаманов; 4) души людей, умерших раньше времени и по
каким-либо причинам ставших почитаемыми; 5) онгоны. Одни из них почитались
в пределах двух-трех родовых групп или одного-двух ведомств, другие
охватывали до десятка родов или несколько ведомств и. наконец, третьи —
значительные географические районы (уезды или округа). Например, эжин реки
Мурии в Эхиритах почитался всеми эхиритскими и булагатскими группами,
жившими в ее бассейне; эжин Посольска на Байкале — бурятами Кударийского
ведомства, куда входили 18 родовых групп; эжину озера Аляты и Алари
поклонялись икинаты, хонгодоры и готолы, жившие вокруг озера.
Территориальными являются так называемые ардайские, тарасинские и
обусинскне ахануты (старцы) — духи знаменитых шаманов из кудинских степей и
улусов Тараса к Обуса. У аларобалаганских бурят широкой известностью
пользовались умершие знаменитые шаманы Эдирхен Алхуисаев и Балихан
Таигараиов.
У ольхонских, качугскнх и кудинских бурят особым почитанием
пользовались монгол бурханы, последние были известны байкало-кударинцам и
хоринцам Забайкалья.
Очень много было территориальных онгонов, под которыми следует понимать
не только изображения духов, но и самих духов. Перечислим лишь некоторые,
наиболее известные: горные (хадайн) онгоны, изображавшие умерших шаманов и
распространенные главным образом среди кудинских, верхоленских и ольхонских
бурят; онгон — хозяин желтого козла (шара тэхын эжин) был известен
кудинским, верхоленским и хоринским бурятам; луговые женщины (нугын
эзынууд) — покровительницы покосов и утугов, а также детей и домашнего
скота у балаганских бурят; Лида Бара, распространенный среди всех
добаикальских, а также тункинских и байкало-кударинскнх бурят. К
территориальным должны быть отнесены эжины некоторых скал, имеющих древние
изображения и считающихся священными. Такие скалы имелись всюду — на Лене,
Ольхоне, побережье Байкала, Ангаре, в Тунке и Забайкалье.
И общем пантеоне бурят конца XIX — начала XX в. территориальные
божества преобладали. Каждому из них приносили жертвы коллективные и
индивидуальные, кровавые и бескровные. Они в большинстве своем суть души
людей, живших реально, но больше всего шаманов и шаманок, людей, умерших
преждевременно. Их биографические данные сравнительно легко установить.
Почти все они жили в XVII— XIX вв., а некоторые и в начале XX в.. О каждом
из них имелись легенды, предания или просто устные рассказы, и их честь
сложены были гимны или молитвенные тексты — дурдалга, исполняемые шаманами
во время обряда жертвоприношения или же освящения их изображений —
приготовлении онгонов. Состав территориальных богов увеличивался
беспрерывно.
2.1 Родовые духи. Бурятский род в XVIII— XIX вв. включал в себя
несколько улусов и являлся административно-территориальной единицей. По
данным И. Л. Асалханова, к началу XX в. насчитывалось 196 бурятских родов.
Одни роды занимали более или менее компактную территорию, а другие жили
рассеянно, отдельными, изолированными друг от друга группами. В
экономическом и поземельном отношениях эти группы или части рассеянных
родов были связаны с соседями — представителями других родов, а не со
своими родичами, жившими иногда за сотню и более верст1.
Несмотря па громадные изменения в социально-экономическом строе бурят
после вхождения в состав России, в конце XIX — начале XX п. пережитки
родовых отношений сохранились во многих сферах. Наиболее живучими они
оказались в религиозной идеологии — в шаманизме. Описывая структуру
территориально-родственных союзов у северных, т. е. добайкальских, бурят,
Б.Э. Петри писал: «Каждым род живёт совершенно отдельно в своем собственном
улусе и кочует самостоятельно, каждый род имеет своего „старшего в роде",
отдельную религиозную касту, своих собственных богов-покровителей, которые
почитаются их территориальными родственниками. Тайлага каждый род справляет
самостоятельно»2.
К родовым божествам относились: духи предков рода; духи родовых шаманов
и шаманок; души преждевременно умерших людей этого рода и ставших почему-
либо почитаемыми; эжины местности, занимаемой родовой группой, или каких-
либо урочищ, скал, священного дерева и т. д.; онгоны.
Отпочковавшиеся и переселившиеся в другие места ветви родов, с одной
стороны, сохраняли некоторые свои родовые культы, с другой — воспринимал и
культы тех родов, на территории которых селились. Различные монгольские,
ойратские и другие группы, прибывшие в Бурятию в разное время, не забывали
духов прежних родовых предков и родовые молебствия обязательно посвящали
им. заходить в дома или юрты с боохолдоими и ада и старались не иметь дела
с их обладателями, которых не любили и презирали.
Необходимо отметить, что предпринятая нами классификация бурятского
пантеона и его функциональная, иерархическая и этническая характеристика не
претендует на точность и полноту. В реальной жизни шаманистов образы,
происхождение и предназначение богов и духов, их субординация подвергались
частым изменениям и в традициях устной трансляции культуры терялись в
невероятной путанице, в которой разбирались не все шаманы. Выработанные
нами схемы позволяют все-таки дать систематизированную картину бурятского
пантеона.
2.2 Представления о душе смерти и загробной жизни. Структурно-
функциональная и этническая характеристика пантеона не раскрывает до конца
содержание бурятского политеизма и сущность шаманистского вероучения
вообще. В шаманском мировоззрении особый и важный раздел составляют
представления о душе, смерти и загробной жизни, во многом определяющие
социальные функции этой религии, особенно регулятивную, а также характер
обрядовой системы.
Согласно шаманским взглядам, у каждого человека имеется душа — сунэс,
которая невидима, воздушна, находится в теле. Она в то же время
материальна, отличается от тела, может но своему желанию покинуть его,
странствовать по земле, побывать в мире духов н вернуться на своё место.
Душа обладает всеми способностями и недостатками человека, может голодать,
радоваться, веселиться, злиться. Свойства се зависят от личных качеств,
возраста и физического состояния того, кому она принадлежит:
у детей душа детская, у умных — умная, у сердитых и жадных— сердитая и
жадная. М. Н. Хангалои совершенно справедливо отмечал, что душа —
«вылитый и подлинный двойник человека во многих отношениях,
умственном, нравственном и физическом»1.
У различных этнических групп бурят имелись свои толкования души.
Балаганские н аларские буряты считали, что у человека три души. Первая —
добрая — имеет доступ к высшим божествам — тэнгриям и заботится о своем
хозяине; вторая — средняя (дунда) — тоже находится в теле. Иногда ее
преследуют духи, ловят н едят, тогда человек заболевает н умирает. После
смерти человека она становится боохолдоем — призраком, привидением, духом;
третья постоянно находится при теле, после смерти хозяина остается на
месте, оберегая его кости. По представлениям аларских бурят, первая душа,
как только придет время умереть человеку, ловится духами Эрлеп-хана и
уводится на суд; вторая становится боохолдоем и живет так, как жил ее
хозяин, а третья снова родится человеком2.
Буряты точно не определили, в какой именно части тела находится душа. У
хори-бурят мостом пребывания души считаются легкие — уушха. Шаманы,
например, время от времени освящали свои принадлежности: костюм, головной
убор, трости и прочее. Обряд освящения назывался у них
«амилуулха»—оживлять, одушевлять. При оживлении головного убора — майхабши,
имевшего форму железной короны с оленьими рогами, клали на рога легкие
жертвенного животного1.
Однако наиболее распространенным у бурят было представление, что из
всех частей тела ближайшее отношение к душе имеют голова н дыхательное
горло с осерднем — печенью, легкими н сердцем. Буряты в некоторых случаях
кололи на мясо священного коня, быка или козла. При этом особо отделяли
сулдэ (hулдэ) — голову с дыхательным горлом и осерднем. Сулдэ вместе с
костями, кожей и ногами сжигалось на специальном жертвеннике — шэрэ, обряд
сжигания считался очень важным н ответственным, а вместо убитого животного
посвящали другое. Небезынтересно отметить, что у древних монголов слово
«сулдэ» значило «душа», «одна из душ». Сулдэ великого человека становилось
гением-хранителем рода, пломопи, парода. Оно являлось гением поиска,
воплощалось в знамя — туг, почему слова «сулдз» и «туг» были синонимами.
Душа, по воззрениям бурят, покидает тело по время сна, но она может
выскочить от испуга в любое время через нос, рот или вместе с кровыо.
Выскочившая от испуга душа сама не возвращается в тело, ее нужно вернуть
путем обряда «хурылха», пригласив знатока или шамана.
Душа часто отожествлялась с тенью — hуудэр. Существовало поверье,
согласно которому нельзя было наступать на тень человека, кидать в неё
острые предметы, в противном случае душа обидится, будет ранена или убита.
По понятиям бурят, болезнь и смерть происходят двояко. Во-первых, по
определению владыки подземного царства Орлен-хана. В этом случае вопрос о
жизни решен, и никто но в состоянии предотвратить смерть. Вo-вторых, смерть
может быть случайная, насланная какими-нибудь духами — ада, aнaxaй, му-
шубуун и т.п. От подобной смерти можно избавиться посредством брызганий и
жертвоприношении. Лекарство и целебные источники — лишь вспомогательное
средство после удовлетворения требований духов. В некоторых cлучаях смерть
рассматривалась как предопределение неба — тэнгри. Например, смерть от
удара молнии.
После смерти человека душа при теле остается якобы и течение трех диен.
С умершим в течение этого времени старались обходиться мягко,
предупредительно, хоронили его на третий день.
Загробная жизнь представлялась продолжением земной жизни. Поэтому
человек, но мнению анимистов, не просто умирал, а переносился в другой мир.
Умершего одевали и лучшую одежду, снабжали какой-нибудь пищей (но
только не молочной), табаком, трубкой, деньгами и различными предметами
труда и вооружения, в зависимости от его пола и профессии. Нередко вместе с
усопшим или рядом в другой могиле погребали верхового коня с полным
снаряжением. В старину, до установления у бурят русской администрации,
богатых и знатных людей хоронили вместе с их слугами-рабами, чтобы они
продолжали службу у своих господ в потустороннем мире.
Могилы покойников, по мнению бурят, образуют на том свете улусы, каждая
могила или гроб становятся домом, в котором живет душа — боохолдой.
Покойники не любят одиночества, поэтому хоронить их нужно на общем
кладбище, в противном случае они примут меры, чтобы кто-то из улусников
умер и стал их соседом.
Кладбище, по представлению бурят,— место пребывании боохолдоев, оно
нечисто и небезопасно. Поэтому в обычное время его не посещают, не
ухаживают за могилами, как это принято, например, у христиан. Душам умерших
людей якобы хорошо знакомы значения родства и понимание своего социального
статуса. Переходя в другой мир, они находят своих друзей, родственников и
знакомых.
Рассмотрим «души» умерших людей и в каких случаях они становились
духами разных рангов и призваний.
1. «Души» выдающихся людей, предводителей родов и племен. Высокое
положение людей данной категории сохранилось и в загробном мире. Их души,
сохраняя имена своих хозяев, становились, как правило, благодетельными и
весьма почитаемыми существами. Им давались различного рода титулы — эжин,
нойон, хан и другие, приписывались функции покровительства над определенной
географической областью — большими реками, озерами, горами, местностями — и
сферами человеческой деятельности. Степень распространенности их
«владычества» или почитаемости могла быть разной, начиная с нескольких
родовых групп н кончая общеплеменными масштабами. Души многих выдающихся
людей, именуемые эжинами, ханами н нойонами, имели общебурятское
распространение. Таковы, например, эжины реки Лены Ажирай Бухэ и Харамцгай
мэргэн, Хан-Шаргай, имеющий местопребывание втункинских Саянах, и др.
В XIX в. родоплеменные отношения у бурят были давно уже
трансформировавшимися. Однако далекие предки — основатели племен, как,
например, Булагат, Эхирит, Хон-годор и Хоредой, не считались божествами или
духами, им не посвящались специальные жертвоприношения. Но они сохранялись
в народной памяти и обязательно упоминались на тайлаганах н других
жертвоприношениях. Так же обстояло дело в отношении основателей родов —
Шаралдая, Готола, Хэнгэлдэра и др.
Интересно отметить, что после присоединения Бурятии к России разряд
великих эжинов, ханов и нойонов, представляющих якобы души выдающихся людей
в роду, улусе, не пополнялся. С приходом русских прекратились вторжения
монгольских захватчиков в пределы Бурятии, а сами буряты перестали нападать
друг на друга и на своих соседей — сойотов и эвенков.
2. «Души» бурятских родоначальников — тайши, зай-санов, шуленгов и
других нойонов. После присоединения Бурятии к русскому государству и
общественной жизни бурят появился институт нойонатства, призванный
управлять ими. Назначаемое русской властью и наделенное широкими
административными правами для обеспечения государственных интересов,
нойонство сразу же противопоставило себя трудящимся массам, выступало
беспощадно эксплуатирующей силой. Вполне, понятно, что тайши и шуленги,
стоявшие на верхней ступени социальной лестницы, не говоря уже о чинах
среднего и низшего ранга, не могли пользоваться любовью и уважением народа.
Похороны их, безусловно, отличались пышностью и многолюдностью. Но души их
в отдельности не становились почитаемыми существами. Однако души таких
людей, становясь боохолдоями, сохраняли в загробном мире высокое положение.
Буряты считали, что души умерших нойонов, составляя особую группу духов,
устраивают сугланы — собрания и суды — и решают правовые, нравственные н
другие вопросы. Фактически же, судя по имеющимся материалам, они особо
важной роли в религиозной жизни бурят не играли.
Исключение составляли лишь духи отдельных нойонов — даргов, шуленгов и
старост, которые были одновременно шаманами. В улусе Тангут нынешнего
Нукутского района Иркутской области 6—7 поколений тому назад жил дарга
Багаидай, имевший сан посвященного шамана. Остатки предметов его
принадлежностей сохранились до наших дней. Дух этого дарга-шамана
почитается местными верующими и в настоящее время.
3. «Души» люден, обладавших талантом или каким-нибудь мастерством.
Кузнецы, большие охотники, сказители-певцы и другие, обладающие каким-
нибудь мастерством и талантом, пользовались при жизни особым уважением. Их
способности и мастерство считались наследственными, дарованными свыше и
имеющими своих богов-покровителей. Мастера делились на белых и черных, а по
характеру выполняемых работ — на модоши (по части дерева — столяр,
плотник), тумэрши (по железу — кузнец в обычном понимании), мунгэши и
алташи (чеканщики но серебру н золоту). Некоторые кузнецы сочетали в себе
ряд специальностей т. е. были одновременно кузнецами, чеканщиками и
столярами. Похороны Кузнецов несколько отличались от обычных, иногда
покойного выставляли на аранга. Души умерших кузнецов становились
кузнечными духами, добрыми и светлыми, почитаемыми только узким кругом
профессионалов-кузнецов или их потомками.
Души заядлых и умелых охотников превращались в духов-онгонов,
покровительствующих местным охотникам.